Загрузка...

Тел./факс: (056) 23-44-555
Моб. тел.: (099) 23-44-555
Моб. тел.: (067) 16-11-000
< назад

Откуда взялся трактор?

23.07.2013

Извините, я на тракторе!

 

ТРАКТОР, ЛЮБОВЬ МОЯ

Что такое трактор? Вроде бы каждый знает, о каком агрегате идет речь. Но вот как лично Вы ответите на этот вопрос?

Кто-то сухо скажет, что слово трактор происходит от латинского tractor – тащу, следовательно, это, грубо говоря, тягач - самоходная машина на гусеничном или колесном ходу способная тянуть за собой все, что к ней прицепят – плуг, борону, бревна, гаубицу, и т.д. Главная характеристика такого устройства - сила тяги. Чем больше сила тяги у машины, тем больше оснований считать ее трактором, и тем большим авторитетом она обладает у трактористовне только).

        Если мы заглянем в YouTube и наберем в поиске слово «трактор», то в первую очередь увидим рейтинговые сюжеты о том, как залитые по самую кабину водой «Кировцы» выкарабкиваются на отвесный берег реки, а затем – о чудо! – вытягивают за собой из воды десятитонные прицепы. Или другие сюжеты о том, как гусеничные трактора спасают безнадежно застрявшие в болоте супер-джипы, иллюстрируя шутку: «Чем круче джип, тем дальше бежать в деревню за трактором». Есть ролики о самом большом cельскохозяйственном тракторe в мире — Big Bud 747, весом в 50 тонн. А самый маленький трактор умещается на головку булавки. При этом у него есть и карбюратор, и коробка скоростей, и генератор.

 

Этот монстр 77-года выпуска носится по полю с культиватором шириною в 25 метров.

 

Таких сюжетов очень много, и они действительно захватывают либо фантастическими способностями трактористов, либо комичностью ситуаций, либо уникальностью конструкций. Но главным героем в них является сам трактор – уже не бездушный тягач, а настоящий одушевленный организм со своим характером и нравом.

Не будет преувеличением сказать, что русские, украинцы и особенно белорусы любят трактор, о нем слагают…

стихи:

- Трактор в полі дир-дир-дир,

   Ми за працю, ми за мир… (П.Тычина)

частушки:

- Стюардессу я люблю,

Сам – на тракторе рулю.

Если повстречаемся,

Сразу повенчаемся.

шутки:

- Тракторист Фёдор, уснув за рулём, нечаянно стал участником президентской программы по сносу ветхого жилья.

 

Не спорьте с трактористом за место на парковке

 

- Есть у нас на заводе такая примета - если бригадир кричит, значит опять не трактор собрали…

- А что тогда собрали?

- А вот что кричит - то и собрали...

 

- Беларусь - страна загадочная.

- Почему?

- А где еще ты видел государство, названное в честь трактора?

 

Трактор – как символ государства

 

Последняя фраза, на самом деле, шутка только наполовину. Если разобраться, ПО «Минский тракторный завод» является главным государствообразующим предприятием Белоруссии. Еще с советских времен МТЗ является восьмым по величине мировым производителем колесных тракторов, и производит 6 % этих машин от доли всего мирового рынка.

Раз уж мы коснулись мирового рынка, то давайте вспомним такие марки как Deutz-Fahr, John Deere, Fendt, Claas, Case-IH, Steyr, Valtra, Massey Ferguson, New Holland, Liebherr, Same, McCormick, Caterpillar, Kubota, Landini, Shantui, Carraro, Shehwa Iseki, Zetor, Yanmar.

 

      

                                     Case-IH где-то под Смоленском          New Holland по дороге с полей Пенсильвании

 

Среди сотен и тысяч моделей этих марок тракторов встречаются поистине «Великие Тракторные Шедевры» - в них заложены чуть ли не все достижения, которые накопило человечество за последние 50 000 лет – кульминация опыта, знаний, инноваций, творчества. Их моторы, комфорт, дизайн не уступают качеством и красотой Porsche и Lamborghini. И если кто-то сейчас скептически улыбнулся, значит, он не знает, что до появления супер-каров Porsche и Lamborghini основатели этих фирм повышали свою конструкторскую квалификацию производя трактора, – соответственно Porsche и Lamborghini.

В 1946 году бедный итальянский «Кулибин» Ферруччо Ламборгини начал производить трактора из остатков разбитой военной техники. Минули десятилетия, но тракторные красавцы Lamborghini выпускаются и по сегодняшний день.

 

     

Lamborghini

 

   Акционерное общество почетного доктора инженерных наук Фердинанда Порше производило трактора Porsche с 1950 по 1962 год. 

 

Porsche

    Как видим, трактор пользуется большим уважением в мире. Это и не удивительно: сегодня без трактора стремительно растущее человечество уже не смогло бы себя прокормить, ведь он, родной, – главный помощник и друг сельхозпроизводителя. А для нас, самых восточных славян, «батюшка трактор» - единственное всегда актуальное транспортное средство! В болотное и снежное время без него 20% украинцев, и 50% россиян просто не смогли бы выбраться из отдаленных населенных пунктов. Быть может, именно по этой причине первый русский трактор «экипаж с подвижными колеями» собрал в 1837 году именно крестьянин - Дмитрий Загряжский. И первый паровой гусеничный трактор «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам» в 1879 году был построен также крестьянином Федором Абрамовичем Блиновым. И хоть модель была настолько интересна, что заслуживает отдельной главы, описывающей ее устройство (к примеру, труба была снята с застрявшего на мели парохода), но увы, дело дальше прототипа не двинулось. А через 17 лет американцы Харт и Парр собрали первый трактор с двигателем внутреннего сгорания и, как говорится, «дело закипело». 

  С 1901 первого года тракторы начали завоевывать мир в промышленных масштабах. Как всегда, предприимчивее всех в мировой торговой экспансии оказались американцы, а россияне продвигались силами энтузиастов. Ученик Блинова Яков Мамин в 1903 году запатентовал двигатель, работающий на тяжелом топливе, а в 1911 году создал «Русский трактор - 2» с мощностью двигателя 33 кВт. До 1914 года на Балаковском заводе было выпущено более сотни таких тракторов.

 

Гном                                                                                                        Запорожец

 

Советское правительство с первых дней захвата власти задумывалось о том, что было бы неплохо как-то разжиться тракторами, но трактора в России по-прежнему создавались энтузиастами: Я. Маминым – трактор «Гном» в 1919 году, «Карлик 1» и Карлик 2» в 1924 году; Е. Львовым - трактор «Коломенец 1»; Л. Унгерном – трехколесный трактор «Запорожец». И, положа руку на сердце, скажем откровенно - эти трактора не дотягивали до своих зарубежных аналогов. Поэтому остальные трактора, которые выпускались советскими тракторными заводами в 20-30-х годах, были копиями зарубежных аналогов: «Коммунар» - Hanomag WD Z 50, «Универсал» - Farmall F-20, ну а название «Фордзон-Путиловец» говорит само за себя.

 

Коммунар                                                                                                                                              Фордзон-Путиловец

 

Тракторные гиганты в Харькове и Сталинграде выпускали колесный ХТЗ и СТЗ-15/30 – копию американского McCormick Deering 15-30

СТЗ-15/30                                                                                                 McCormick Deering 15-30

 

Зато уже в 1937 на этих заводах появился гусеничный ХТЗ-НАТИ (СТЗ-НАТИ). Он имел оригинальную конструкцию и на Международной выставке в Париже 1938 года получил высшую награду – «Гран-при».

Впрочем, некоторые специалисты считают (и небезосновательно) что СХТЗ-НАТИ был в основных узлах и агрегатах «срисован» с армейского тягача VCL ("Vickers-Carden-Loyd") образца 1931 года и с трактора McCormick-Deering TA-40 1932 года. (Американцы и англичане к 1937 году уже прекратили выпуск этих моделей).

СХТЗ-НАТИ

 

       

                                 McCormick-Deering TA-40                                                 Vickers-Carden-Loyd

 

Челябинский тракторный завод до 1937 года выпускал С-60 – Сaterpillar Sixty, пока советские конструкторы не создали доработанный вариант машины - трактор С-65, оснащённый отечественным дизельным мотором М-17. Главным изменением был мотор и коробка передач.

 

    

С-60                                                                                                               Сaterpillar Sixty

 

История создания первого советского тракторного дизельного двигателя сама по себе заслуживает внимания. В 1934 году Нарком тяжпрома организовал международный конкурс — испытание дизелей, в котором участвовало 17 дизелей из шести стран: Англии, Венгрии, Германии, СССР, США и Швеции, где советские двигателисты внимательно «зарисовали» все модели представленных моторов. В тот раз ничего не стали покупать. Облапошенным буржуям устроили банкет и отправили восвояси, а через три года в стране Советов появился дизельный мотор М-17.

Весной 1939 года на выставке «Искусство и техника современной жизни» в Париже С-65 был отмечен высшей наградой, и с 1939 стал экспортироваться за рубежи СССР (время было напряженное, со Страной Советов хотели дружить все). За четыре года ЧТЗ собрал 37000 «Сталинцев-65». 20 тысяч из них отправились в армию. Трактор весом 11 тонн легко таскал за собой сверхтяжелые гаубицы и мортиры по болотам, пескам и снегам.

 

    
 

                                                  С-65                                                Самоходная артустановка на базе «Сталинца»

 

Тракторы СХТЗ-3 также готовили к войне. По размерам они были меньше чем «Сталинцы», поэтому скорость 20 км/ч для них была не пределом. СТЗ-5 был «заточен» под «артиллерийский трактор». Имея собственную массу 6 тонн, он тянул за собой орудия весом до 12 тонн.

Всего до Отечественной войны было построено 700 тысяч тракторов. СССР вышел на первое место в мире по количеству производимых гусеничных тракторов.

           В 1938 году возник памятный лозунг: «Сто тысяч женщин — на трактор!»

    

                                       На трактор                                                                    С трактора

 

Пролетарские вожди понимали, что война неизбежна, и когда мужчины-трактористы пересядут на танки, в тылу их место займут женщины. Только в Украине за два года было подготовлено более ста тысяч женщин-механизаторов. Увы, европейская территория СССР была оккупирована очень быстро, и советским женщинам-трактористкам пришлось трудиться в немецком тылу. А десятки тысяч «Сталинцев», «Комсомольцев» (легкий артиллерийский тягач Т-20), ХТЗ и СТЗ стали трофеями вермахта, и добросовестно таскали германские пушки по всем восточным и западным фронтам. Интересно, что в первые дни войны немецкой армии досталось более 14 тысяч советских танков, но только 300 из них были взяты в боевые части коричневой банды, а вот пролетарскими тракторами агрессоры не побрезговали.

 

Трофеи вермахта

 

 

Комсомолец Т-20

 

Но не все трактора были брошены при отступлении Рабоче-крестьянской Красной армии летом 41-го. Там где люди проявили отвагу и находчивость, трактора тоже вошли в героическую историю. 20 августа 1941 года в непокорной Одессе появился первый танк «НИ». В следующие два месяца уже 60 этих машин беззастенчиво лупили нацистских оккупантов, не стесняясь своего футуристического внешнего вида и босяцкого происхождения от трактора СХТЗ.

 

                                    НИ                                                                 «КАТЮША» на шасси СТЗ-5

 

Как мы помним, платформа этого трактора была создана на основе английского армейского тягача, и, к ее чести, выдерживала двойной стальной коробок, который наваривался над гусеницами. Сверху ставили маленькую поворотную башню с пулеметом, горной пушкой, или за неимением таковых – водопроводной трубой. При движении чудо-оружие производило невероятный грохот, шум и лязг. Еще не дойдя до передовой самодельные танки, получили свое название «НИ», что означало: «На испуг»! Вдобавок, на стальных монстров навесили прожектора и сирены, и ночью бросили в психическую атаку на вражеские позиции. В результате целой румынской дивизии пришлось ретироваться из окопов и бежать на запасные позиции за туалетной бумагой.

Во время войны все крупные тракторные заводы Советского Союза перешли на выпуск танка Т-34, который, как всем известно, и решил исход Второй мировой.

В 50-х годах СССР вновь поставил перед собой задачу «догнать и перегнать». И снова тем же извилистым путем. К примеру, К-700 – легендарный флагман советских колесных тракторов, появился после посещения Хрущевым завода "John Deere" в 1959 году. На самом заводе Никита Сергевич делал постное лицо, но по приезде в Москву дал распоряжение закупить опытный образец трактора "John Deere". Ушлые американцы ответили категорическим отказом. Но у Никиты Сергеевича остался рекламный буклетик с завода, и с его помощью советские спецслужбы через Швейцарию организовали покупку трактора фирмы «Wagner», внешне очень похожего на энергонасыщенный «John Deere». Кстати говоря, после маркетингового провала модели John Deere 8020 компания «Wagner» выпускала для «John Deere» энергонасыщенные трактора с шарнирносочлененной рамой. А в 1971 году «John Deere» уничтожил «Wagner» на сельхозрынке, использовав договор с условием пятилетнего отказа от конкуренции.

Wagner конца 50-х

«Кировец» второй половины 20 века

Есть байка о том, что на «Кировском заводе» долго не знали, как завести «Wagner». Заместитель главного конструктора получил серьезный ожог указательного пальца, засунув оный в отверстие для прикуривателя. Но смекалка, молоток, и отвертка, в конце концов, сделали свое дело, и через три года – 13 июля 1962 года – первый К-700 был собран. Массовое производство «Кировца» было развёрнуто в 1965 году и длилось до 1 февраля 2002 года, пока руководство завода не совершило трагическую ошибку – перешло на выпуск значительно более дорогостоящей модели К-744, которая оказалась совершенно невостребованной. А классические «Кировцы» остались легендой отечественного машиностроения, и символами мощи когда-то большой и грозной страны. В Германии до сих пор существуют клубы фанатов К-700, где ему дали свои прозвища: «Кальмар», «Касимка», «Kasiebenhundert».

Перестройка и развал Союза изменила весь уклад жизни сельского человека. Он перестал быть колхозным рабом и стал владельцем земли, у него появилось желание работать. Но чтобы человек стал истинным хозяином на своей земле, ему нужен трактор – надежный, эффективный, рентабельный, а главное – доступный по цене. Задача очень сложная, (если учитывать финансовые возможности начинающих фермеров), но решаемая.

Пример тому – созданные в лучших советских традициях трактора «ДТЗ».

                                                                                ДТЗ 804                                               Минитрактор ДТЗ 244.4Р

 

При встрече с ними специалист узнает знакомые черты дизайна английских тракторов «McCormick», японских «Kubota», итальянских «Landini». Заглянув под капот некоторых моделей «ДТЗ», мы обнаружим аналоги двигателей «Perkins». А если нагнуться еще ниже, то нашему взору откроются передний мост конструкции «Carraro» и задний мост конструкции «John Deere». Большинство узлов этих тракторов производится в Китае, окончательная сборка – в Украине. Еще немного титанических усилий в маркетинговом позиционировании, и украинский крестьянин получает отечественный трактор высокого качества по низкой цене. Причем трактора «ДТЗ» скроены не только по лучшим образцам мирового тракторостроения, но также по меркам и потребностям украинского тракториста, что действительно важно. Такой подход к тракторостроению весьма напоминает скрещивание благородных пород лошадей, имеющих разные уникальные показатели, с целью выведения новых элитных заводских пород. И эта аналогия не случайна. Трактор заменил крестьянину лошадь, и теперь это не просто машина «для приведения в действие прицепных или установленных на ней орудий», но, прежде всего, кормилец и единомышленник, а порой – единственный и самый надежный друг!

Александр Поточный

вверх